Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Финансовое образование

Дата: 26 апреля 2018 в 21:20, Обновлено 26 апреля 2018 в 21:23

<article>


Финансовое образование детей и молодежи

Современные подходы к организации работы по формированию финансовой и экономической грамотности детей и молодежи

Принимать решения по финансовым вопросам людям приходится постоянно. В наши дни финансовые отношения намного усложнились. Инвестирование, сбережение и трата личных средств, кредитование - эти и другие процессы являются неотъемлемой частью жизни современного человека. И очень важно, чтобы пользователи финансовых услуг обладали навыками принятия ответственных и сознательных решений, которые в конечном итоге влияют на уровень их доходов, а следовательно, и на темпы экономического роста страны в целом.

Современный процесс глобализации, ориентация на повышение эффективности и модернизацию экономики, развитие предприимчивости, деловой инициативы, бережливости требуют расширенного и углубленного исследования проблемы экономической социализации подрастающего поколения. Для системы образования Республики Беларусь актуальны вопросы, связанные с социальной адаптацией учащихся, освоением ими общечеловеческих ценностей и, несомненно, их финансовой грамотностью.

В январе 2013 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь был утвержден План совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013-2018 гг. Планом предусмотрены мероприятия по повышению финансовой грамотности школьников и молодежи с целью формирования у них навыков принятия финансовых решений, грамотного использования банковских продуктов, повышения ответственности в управлении личными финансами.

В рамках межведомственного взаимодействия Министерства образования, Министерства финансов, Национального банка, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь осуществляется реализация образовательных проектов по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, разработка учебно-методических материалов и пособия "Финансовая грамотность", настольных финансово-экономических игр, образовательной компьютерной игры "Финансовый футбол".

В нашей стране созданы необходимые условия для формирования у учащихся финансовой культуры - разработаны необходимая нормативная правовая документация, учебные программы факультативных занятий и программы объединений по интересам, планы проведения профильных смен для воспитательно-оздоровительных учреждений, созданы центры поддержки предпринимательства, бизнес-центры и инкубаторы, где пропагандируется лучший опыт в этом направлении. Отметим положительный опыт поддержки и развития молодежных бизнес-инициатив учреждений образования Минской области, представленный на организованном Министерством образования Республики Беларусь и управлением образования Миноблисполкома в мае 2013 г. республиканском семинаре "Создание и деятельность на территории Минской области школьных бизнес-компаний. Опыт и перспективы".

Участие школьников в проектной и исследовательской работе способствует формированию базовых экономических и финансовых компетенций, повышению конкурентоспособности молодых людей на рынке труда. В данном направлении следует отметить работу учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Так, Минский государственный дворец детей и молодежи является организатором известного республиканского фестиваля-конкурса "Лестница успеха".

В учреждениях образования реализуются инновационные проекты по повышению социальной и финансовой грамотности детей и молодежи. Представительством Международного детского фонда в Республике Беларусь при поддержке Министерства образования начата работа по реализации программы "Афлатун". Уникальность концепции этой программы -  в сбалансированном подходе к социальному и финансовому образованию детей и возможности международного сотрудничества.

Стратегическими задачами дальнейшей работы по повышению социальной, финансовой и экономической грамотности являются:

  • разработка и апробация современных моделей и программ, направленных на повышение финансовой и социальной грамотности;
  • совершенствование педагогических технологий, используемых в процессе формирования основ финансовой грамотности детей и молодежи;
  • модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров в области финансово-экономического образования;
  • повышение профессиональных компетенций руководителей учреждений образования в финансово-экономической сфере;
  • реализация моделей межведомственного взаимодействия.

Решение этих задач позволит обеспечить необходимые условия социальной адаптации детей и молодежи путем формирования навыков ответственного поведения потребителя на рынке финансовых услуг.

С. В. ДУБКОВ, заместитель председателя правления Национального банка Республики Беларусь

Финансовое образование детей - в центре внимания

Национальный банк Республики Беларусь является активным участником и координатором финансового образования населения нашей страны. С ноября 2012 г. ведет работу межведомственный координационный совет, деятельность которого направлена на формирование условий для повышения финансовой грамотности населения путем взаимодействия с банками, государственными органами на самом высоком уровне. В Национальном банке проходят заседания совета, на которые приглашаются представители республиканских органов государственного управления, банков и других организаций для рассмотрения интересных предложений, проектов, их оценки и обсуждения, возможного воплощения в жизнь.

В настоящее время особая значимость придается детскому финансовому образованию, поскольку уровень знаний ребят по данной теме остается невысоким. Если спросить современных родителей, как их дети относятся к деньгам, то в ответ скорее всего можно услышать либо что-то невнятное, либо жалобы на безответственность. Но многие ли родители говорят со своими детьми о деньгах, их разумной трате? Скорее всего нет. И эту печальную практику необходимо изменить, чтобы дети росли образованными в финансовых вопросах. Навыки управления финансами в свою очередь способствуют формированию независимой личности, способной достигать поставленных целей и, в конце концов, укреплять национальную экономику.

С момента, когда дети начинают выражать осознанные желания, стоит обращать их внимание на понятие "сбережение личных финансов". Необходимо как можно раньше объяснять им, от чего зависит выбор решения, накопить деньги или приобрести очередную игрушку. Рассказывать о деньгах и финансах следует доступно, регулярно и, главное, на примерах из обычной жизни.

В сфере детского финансового образования Национальный банк Республики Беларусь активно сотрудничает с международной организацией "Афлатун", главный принцип деятельности которой заключается в том, что дети должны быть в центре внимания, когда речь идет о финансовом образовании.

В 2013 г. Национальным банком совместно с газетой "Комсомольская правда в Беларуси" была издана "Денежная азбука", книга о финансовой грамотности для детей младшего школьного возраста и их родителей. Уникальным проектом стал и диск для детей 6--8 лет "Азбука денег, или Как помочь ребенку вырасти богатым".

Безусловно, все эти проекты - только начало пути. Впереди много других интересных проектов, которые возможно воплотить в жизнь лишь совместными усилиями. Национальный банк открыт для предложений в области финансового образования детей, готов поддержать и помочь реализовать интересные начинания, направить и скоординировать действия заинтересованных структур. 


Финансовая грамотность для школьников

Антипенко, О. Денежная азбука / О. Антипенко. – Минск: ЗАО «БелКП-ПРЕСС», 2013.

Бакшт, К. Вкус жизни. Как достигать успеха, финансовой свободы и управлять своей судьбой / К. Бакшт. – СПб.: Питер, 2013.

Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – Минск: Четыре четверти, 2014.

Бойко, М. Обучение финансовой грамотности: опыт и реалии для Беларуси / М. Бойко, Ю. Хватик. // Адукатар. – 2011. – № 2. – С. 6–11.

Горяев, А. Финансовая грамота / Горяев А., Чумаченко В. – Минск: Четыре четверти, 2015. – 121 с.

Горяев, А. Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2009.

Горяев, А. Финансовая грамота (для студентов и взрослых) / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2008.

Конаш, Д. Сохранить и приумножить. Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями / Д. Конаш. – М.: Альпина Паблишер., 2012.

Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика // А.В.Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: ЦИПСиР, 2012.

Паранич, А.В. Личный финансовый план. Инструкция по составлению / А.В. Паранич. – М.: SmartBook, И-Трейд, 2009.

Твае першыя фінансы. – Минск, Белагропромбанк, 2014.

Сакович, Ю.В. Деньги: от товарных до электронных // Образование Минщины. – 2014. – № 2. – С. 67–69.

Сакович, Ю.В. Кредит – форма доверия // Образование Минщины. – 2014. – № 3. – С. 62–64.

Сакович, Ю.В. Обязательства – основа кредитных отношений // Образование Минщины. – 2014. – № 4. – С. 48–51.

Сакович, Ю.В. Сбережения денег: возможности и способы // Образование Минщины. – 2014. – № 5. – С. 57–59.

Сакович, Ю.В. Инструменты для инвестирования // Образование Минщины. – 2014. – № 6. – С. 60–63.

Сакович, Ю.В. Дети и деньги // Образование Минщины. – 2015. – № 1. – С. 70–72.

http://fingramota.by/ – единый Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь;

http://infobank.by – финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику;

http://infobank.by/3485/default.aspx  страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.

http://azbukafinansov.ru/ – универсальный портал по финансовой грамотности и управлению личными финансами.

http://www.fintraining.by/ – «Центр Финансового Образования. Беларусь», созданный с целью помочь разобраться в непростом мире финансов, инвестиций, сделать шаг на пути к финансовому благополучию. На страницах портала:

• Обучающие авторские курсы;

• Современная система дистанционного образования;

• Постоянно пополняемая библиотека книг и статей на тему финансов, бизнеса и инвестиций;

• Свежие новости и аналитические статьи о важнейших событиях в мире экономики.

http://ecsocman.hse.ru/text/33372918/ – российский федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

http://ecschool.hse.ru/index.html – сайт журнала «Экономика в школе»

Горяев, А. Финансовая грамота / А. Горяев, В. Чумаченко – Минск: Четыре четверти, 2015. – 121 с.

В книге простым, доступным языком описываются наиболее важные финансовые продукты, такие как депозиты, кредиты, страховые и инвестиционные продукты, их самые основные характеристики и особенности грамотного использования. Также в книге изложены базовые принципы эффективного управления личными финансами: составление личного финансового плана, подход к сбережениям и инвестициям. Книга позволяет в простой, но увлекательной форме познакомиться с миром личных финансов как школьникам, так и взрослым.  

Финансовая грамотность для школьников : справочник : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / сост. М. А. Краснова ; ГУО «Минск. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ИРО, 2015. – 79 с.

В пособии представлена разнообразная информация по финансовой грамотности для учащихся учреждений общего среднего образования. В него вошли словарь финансовых понятий, адаптированных для школьников, указатель денежных купюр и монет стран мира, а также интересные факты о деньгах и финансах.

   "ТВАЕ ПЕРШЫЯ ФІНАНСЫ" 


Финансовая грамотность

</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.