Уважаемые родители!
Уважаемые родители - Ваш ребенок выпускник школы, будущий абитуриент, а это значит, что Для Вас остро встал вопрос о профессиональном выборе. Куда лучше пойти учиться ребенку? Какую специальность выбрать, как помочь ребенку в период экзаменов? Как поддержать? На эти и многие другие вопросы предлагаем Вам ответы.
Вместе, но не вместо
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?
Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором, то есть, сам подросток.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.profguide.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.
есто
Как помочь детям в процессе подготовки к экзамену
Советы родителям как помочь детям
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Если ваш ребёнок задаёт себе вопрос о выборе профессии – значит, этот вопрос для него актуален, и выбирать надо сейчас. Но любое серьёзное решение должно продуманно строиться на объективной информации. Надеемся, что наша сегодняшняя статья подскажет будущим абитуриентам с чего начать этот сложный путь.
Выбор профессии – это, прежде всего, процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учётом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:
- Планы: личные планы человека относительно его карьеры и будущего. А зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например, родителей.
- Склонности: интерес к определённым видам деятельности, пожелания.
- Способности – как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявиться.
- Социальный спрос на ту или иную профессию, а также прогноз динамики спроса на профессионалов в будущем.
Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчёт. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встаёт перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?..
- Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
- Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
- Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- Если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
Рассмотрим наиболее типичные ошибки выбора:
- «Романтичная» или «интеллигентная» профессия. Увы, оказывается, что для успешной самореализации в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Обратная сторона медали открылась, так сказать. Ощущение, что без нахальной саморекламы ты никому не нужен. Обида и боль оттого, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссёров. Имена режиссёров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об этом не узнаем…
- «Модная профессия». Существует огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а, следовательно, безработица и жёсткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъём – предвестник спада.
- «Профессия, обещающая большие деньги». На поверку оказывается, что профессия не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожести, готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. Например, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской биржах… А ведь это в разных часовых поясах! Отсюда преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем…
- «Трудовые династии» или «профессия, как у…». Времена и социальные обстоятельства частенько меняются. Это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз – тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож надругого во всём остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.
Выбор профессии – это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по внешним проявлениям, без учёта её внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств – это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.
Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, надо, чтобы кто-то мог предоставить объективную и своевременную информацию об этом пространстве, всё времяотслеживая его изменения. Специалисты по профессиональному консультированию осуществляют эту часть своей работы, опираясь на обширные материалы экономических, социологических и социально-психологических исследований. Существенным моментом здесь является то, что современные научные исследования позволяют не только видеть «надводную часть айсберга» (очевидный спрос на представителей той или иной профессии), но и заглядывать значительно глубже. Комплексный анализ сегодняшней ситуации в образовании, в промышленности, в науке и в других сферах человеческой деятельности позволяет строить прогнозы относительно востребованности специалистов той или иной профессии через несколько лет.
Следующий аспект – это выявление ваших способностей и склонностей. Способности и склонности – это не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес к какому-либо виду деятельности, но успех в ней обойдётся вам слишком большой физической и (или) психологической ценой. Предупредить вас об этом (руководствуясь результатами специального обследования) – долг профессионального психолога. Однако не стоит опасаться, что вас будут убеждать поставить крест на своей мечте, отказаться от собственных предпочтений. Это совсем не так. Адаптационные возможности человека чрезвычайно высоки, поэтому вам в случае необходимости будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств (например, тренинги развития внимания, творческих и организаторских способностей, уверенности в себе и пр.).
Ещё один аспект деятельности профконсультанта – помочь вам составить полное, многостороннее представление о той профессии, которая вас заинтересовала. Для этого на основе опросов работающих в настоящее время профессионалов и материалов наблюдений за ними психологов, врачей составляются специальные базы данных. В них содержится информация о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Кроме того, анализируются данные о возможных причинах неуспеха, типичных ситуациях в коллективе, скорости и направлении «служебного роста», а также о наиболее распространённых профессиональных заболеваниях и причинах недовольства своей работой.
При профконсультировании школьников психологи обычно смещают акцент с момента выбора конкретной профессии на выявление и развитие их способностей, а также на разностороннее ознакомление с миром всевозможных профессий.
В поисках специалистов по профориентации целесообразнее обращаться в специализированные центры, как правило, организованные на базе вузов и других научных организаций. Кроме того, подобная услуга предоставляется в ряде крупных кадровых агентств. Где лучше – это вопрос индивидуального предпочтения. Диапазон цен чрезвычайно широк: от 5 до 50 у.е. Важно заранее выяснить, что входит в предлагаемую в данном случае процедуру. Если вам за высокую цену предлагают принять участие исключительно в стандартизированной процедуре компьютерного тестирования и обещают в качестве результата «распечатку с рекомендациями» - это не самый лучший вариант. Помимо компьютерного тестирования вы вправе рассчитывать на консультацию (беседу) со специалистом. Не лишним будет заранее узнать профессиональный статус вашего собеседника и время, отводимое на беседу. За 10-15 минут вряд ли можно оказать помощь в принятии серьёзного решения. Там, где работает конвейер, нет смысла рассчитывать на внимательное отношение к клиенту. Наилучшие рекомендации вам сможет дать специалист по психологии труда, то есть профессиональный психолог, специализирующийся в этой области. Учитывая все советы специалистов по профориентации, вы будете двигаться в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том направлении, в каком пожелаете.
А выбор останется за вами.