Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Классный час и его формы

Дата: 8 февраля 2017 в 22:16

Структура классного часа

 Методика проведения 

Классный час состоит из трех основных частей:

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

Вступление

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей.

Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы.

В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Место классных часов в системе воспитательного процесса

Классные часы имеют несомненное преимущество перед другими формами работы со школьниками. Во время классного часа преподаватель имеет возможность общаться и оказывать влияние сразу на всех учеников класса. Каждый ученик может высказать свое мнение, проявить себя эмоционально и интеллектуально. Наблюдения, которые можно сделать на классном часу, очень полезны для воспитательной работы преподавателя.

На классном часу высказывается мнение не только учителя, но и самих школьников, что очень важно для подростков, которые порой к словам сверстников прислушиваются более охотно, чем к взрослым. Таким образом, классные часы более эффективны по сравнению с другими уроками. Здесь можно добиться таких результатов в воспитательной работе, которых не удается получить в ходе многочасовой индивидуальной работы с учеником.

Серьезные классные часы позволяют учителю увидеть класс в естественной атмосфере общения, адекватно оценить каждого ученика с психологической точки зрения и выработать правильную тактику воспитательной работы с классом.

Воспитательные цели классного часа

Классные часы имеют различные воспитательные цели.

Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Вторая цель классного часа — дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т. д.

Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.

Немаловажной целью классного часа является также создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

Классный час. Формы проведения классных часов

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учащимися;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

1.Определение темы и задач классного часа .

2.Определение времени и места проведения классного часа.

3.Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)

4.Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

5.Анализ его результативности<wbr />.

Советы по организации классного часа:

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Наиболее распространены следующие формы проведения классных часов:

1) час общения ;

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит

школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Организация и проведение классного собрания

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть). Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

​ распределяет поручения;

​ избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

​ слушает доклады учеников о выполнении поручений ;

1. В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

2. В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)

Главным назначением нравственного классного часа является: нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Варианты тематики нравственных классных часов

5 класс

1. «Кто я? Какой я? — игра».

2. «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.

3. «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.

4. «Архив 5 «А» — праздничное представление, посвященное
итогам совместного общения за год

6 класс

1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.

2. Я — дома, я — в школе, я - среди друзей — интерактивная игра.

3. Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.

4. Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.

7 класс

1. «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.

2. «Скажи, кто твой друг и...» - интерактивная игра.

3. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности - беседа.

8 класс

1.Умею ли я любить? - аукцион мнений.

2. Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.

3. Ответственность и безответственнос<wbr />ть. Что прячется за этими словами? — дискуссия.

4. Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.

9 класс

1«Я имею право на...» - разговор на заданную тему.

2. Всему начало - любовь... - праздник.

3.Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.

4.Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия

10 класс

1.А если не получилось?.. Что дальше? - диспут.

2. Я среди людей, люди вокруг меня - деловая игра.

3. Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.

4.Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.

11 класс

1.Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание - разговор.

2. Есть только миг между прошлым и будущим... - дебаты.

3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? — презентация.

4. Моя миссия в мире – конференция

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.